Цитата из статьи про город: Чухлома сегодня - это уютный, очень зеленый городок, своеобразие которому придает рельеф и расположение на берегу озера с сочной зеленью, спускающейся прямо к воде.


Вступление.

Красноречивый пример.

В середине 90ых тоже рубили срубы. Однако, единственная цель была получить деньги, а вовсе не дом построить. Характерный пример: один и тот же сруб могли продать двум покупателям сразу, доставив половину брёвен одному, а вторую половину другому (без подряда по сборке и с оплатой по факту доставки). Сейчас, конечно, такого безпредела уже нет, но напоминать о цели (построить дом) все же приходится все время и всем.

Рождение данного опуса.

Попробовал найти достоверную информацию про ошибки во время строительства и не нашел. Например, почему качество рубки срубов порой довольно низкое, бревна попадаются кривые, пазы узкие и треугольные, а бревна висят на чашах или лапах? Сами бревна тонкие и в них попадаются выпадающие сучки или проплешины, углы уходят от вертикального уровня, по фундаменту дом стоит не ровно, бревна фронтонов выпучивает, сруб быстро темнеет и покрывается различными пятнами, из углов дует, а по завершению стройки дом оказывается неудобным для проживания в нем?

Одновременно очень многие срубы "как конфетки" и лишены перечисленных недостатков.

Будучи автором проекта chuhloma.ru, в свое время, не обладая строительным опытом, в процессе постройки дом-бани, допустил некоторые из подобных ошибок, но непоправимых не было (например, кровлю я один раз переделывал, так как доверил не специализированной бригаде, а пазы сруба получились хуже чем могли бы быть из-за неоптимальной последовательности действий, что удалось компенсировать конопаткой). Замечу что делал я самый дешевый дом (сруб 6х6 в чашу стоил вместе с доставкой 33 тысячи рублей в 2004 году и другие материалы и работы были недорогими тоже), а теперь понимаю, что многие, кто вкладывает гораздо большие деньги в дом, сталкиваются, не смотря на это, гораздо с большими проблемами. Часто до обладания отличным удобным теплым домом дело так и не доходит. Не найдя в Интернете информации о типичным ошибках и проблемах домов ручной рубки, я и решил написать данный опус.

Типичные ошибки и заблуждения в строительстве дачных домов, срубов.

  • 1. Ошибка проектирования или замеров размеров существующего фундамента (то есть, сделали фундамент одного размера, а сруб срубили другого). Как правило, совместная ошибка Заказчика, менеджера, который поленился проконтролировать вопрос, и исполнителя в Чухломе, который не перепроверил (не спросил осевые ли размеры ему сообщили). Особо замечу что фундаменты изготовленные не профессиональными бригадами могут быть не правильной геометрической формы (трапеция, ромб), и требуют особенно тщательного измерения с высчитыванием средних осевых размеров, т.к. сруб всегда рубится правильной геометрической формы.

  • 2. Ошибка рубки. Неправильно поняли чертежи и что-нибудь срубили отлично от плана. Очень часто подобные ошибки являются следствием отсутствия какого-либо проекта когда вместо чертежа используется схема от руки, которая в процессе переговоров может ещё и модифицироваться.

  • 3. Ошибка ценовой политики. Назначается низкая цена, либо Договор с середины лета заключается на зиму, а к зиме цены подрастают, в следствие чего для сохранения прибыльности исполнитель экономит на чем только можно, а именно на качестве материалов (в ход идут все бревна включая изогнутые и тонкие) и работ (халтурная работа неопытной бригады). В целом, следует отметить, что исполнитель зачастую заинтересован заключить Договор на любых условиях, особенно когда специально для этого приехал в Москву или когда мало заказов, тогда как представитель в Москве к процессу поиска заказов относится более уравновешенно, что положительно сказывается на качестве.

  • 4. Халатное отношение к происходящему со стороны покупателя. Например, вместо участка голое поле в болоте где нет ничего (ни дороги, ни жилья, ни электричества, ни дренажа), отсутствие проекта, выбор варианта за минимальную цену и побольше размером (например, четырехстенок 6х9 в лапу окоренный), недоверчивое отношение к бригаде в совокупности с многочисленными требованиями (особенно плохо когда бригада воспринимает пожелания покупателя как попытку учить как правильно делать), выборочные требования к бригаде соблюдать какие-либо технологии (на практике, мотивация бригады покупкой пары пакетов продуктов на момент начала работ может быть более продуктивным действием, с последующими обязательными приездами во время работ). На практике, вместо выборочных требований эффектинее требование общего характера: "работа должны быть сделаны максимально хорошо".

  • 5. Отношение со стороны покупателя "они профессионалы, не буду им мешать, да и что мне ездить смотреть, так как ничего не пойму" сказывается на качестве сборки пагубно. Напротив, бригады с большим уважением относятся к покупателям, которые хотя бы несколько раз за время сборки сруба на участке приезжают посмотреть как идут дела, ненавязчиво интересуясь что зачем и почему, а тем более вызывает уважение когда покупатель приезжает в Чухлому посмотреть на свой сруб.

  • 6. Нестабильность и непостоянство. Например, эскизный проект делала одна контора, фундамент местные работяги, сруб из Чухломы, собирали сруб другие местные, на кровлю следующие и так далее. В качестве примера, даже факт привлечения бригады напрямую (минуя посредников), которая собирала сруб, для последующих кровельных или отделочных работ, может пагубно сказаться на их качестве, так как бригада не будет отказываться даже если не обладает квалификацией в данных работах. Только специализированная бригада в рамках Договора с адекватным руководителем, которая привыкла делать кровлю именно у срубов, может сделать данные работы качественно.

  • 7. Фантастические ожидания покупателя, нежелание прощать даже малые огрехи, распространение частного на всё. Например, если кто-либо на каком-то этапе (чертежи, ответ на письмо, т.д.) тянет сроки, то из этого не следует, что сроки будем тянуть в процессе стройки. Наоборот, стройка у нас всегда идет, по возможности, с опережением сроков, так как оплата по завершению. Или, например, если при строительстве фундамента бетон оказался некачественным, а по завершению выяснилось что перепад высот между углами 10см, то из этого не следует, что последующие работы следует поручать другим фирмам, так как в других фирмах будут новые принципиально отличные ошибки в том числе связанные с отсутствием знаний об ошибках и планах по их исправлению со стороны предыдущих, тогда как в одной конторе вероятность что дважды оплашают меньше (обычно перепад высоты фундамента не более 2см между углами). В любом случае, подобные ошибки, как правило, не случайны, а объяснимы отсутствием условий или отсутствием Договора с фиксированными и достаточными ценами или форс мажорными обстоятельствами.

  • 8. Халатное отношение руководителя процессом на каком-либо этапе. Человек заключающий Договора фактически задает тон всей последующей стройке, так как в Договорах и ценах и чертежах множество деталей (например, проект можно составить таким образом, что схалтурить во время рубки будет трудно, а хороший проект по правильной цене располагает к качественному исполнению). Тогда как халатное отношение человека, который принимает и реализует Заказ на месте, еще более пагубно, так как от него зависит качество материалов и работы. Халатное отношение бригадира и бригады в целом в свою очередь тоже может все испортить.

  • 9. Неоптимальное исполнение Заказа на любом этапе (в том числе плохо предсказуемые факторы такие как погодные явления). В этом плане очень важен опыт и умение планировать. Например, рубка в сезон дождей или из весеннего леса (конец апреля, май, июнь), поломки техники, работа на морозе при отсутствии условий проживания, нехватка инструмента и техники в ситуации когда негде взять недостающий или не спланированы средства на наем техники (крана, манипулятора, т.п.), отношение к рабочим не на равных до такой степени что рабочим страшно признаться даже в легко исправимых ошибках или неудобствах условий.

  • 10. Финансовая нестабильность. Неуверенность бригады и Исполнителя в полноценной оплате работы (которая оплачивается по завершению). В случае нашего проекта chuhloma.ru, за 5 лет не было ни одного случая задержки оплаты более 5% от общей стоимости работ, тогда как случаи полной не оплаты Заказа в целом по городу Чухлома являются нормой. Благодаря стабильности нашей работы и порядочности наших покупателей, наши бригады нам доверяют и готовы вкладываться, так как уверены что их труд окупится. Благодаря успеху проекта chuhloma.ru в целом, мы обладаем достаточным количеством Заказов для стабильной работы даже в кризис.

  • 11. Отсутствие конкуренции внутри фирмы. Как правило, фирма в России (любая) - это объединение с целью любыми способами, в том числе с обманом, извлекать деньги. В случае проекта chuhloma.ru, автор сайта ведет постоянный бой за честность и открытость процессов. Сайт chuhloma.ru развивается по принципу справедливого отзыва, т.е. допускает конкуренцию даже внутри нашей команды, не позволяя покупателям быть обманутыми в чем-либо.

    Правила и тенденции в процессе строительства с нами.

    Некоторые из наших особенностей:

  • 1. Мы не заключаем Договора по ценам ниже рыночных, т.е. предпочитаем отпускать Заказчиков, а не торговаться до предела. Однако, мы всегда предлагаем способы оптимизации проекта (например, можно часть стен делать из бруса, делая из бревен только капитальные).

  • 2. К Договору всегда прилагается чертеж и техническая записка в том или ином виде. За размеры фундамента отвечает человек, подписывающий Договор, а за размеры сруба Исполнитель в Чухломе лично. Представитель в Москве всегда частично или полностью находится на стороне Заказчика, составляя чертежи и сметы таким образом, чтобы подчеркнуть важность и необходимость каждой детали. То есть любой Договор заключенный через chuhloma.ru воспринимается в Чухломе Исполнителем как приоритетный, подробный, интересный.

  • 3. Исполнитель (представитель в Москве и предприниматель в Чухломе) всегда защищает коллег и подчиненных, а именно оставляет возможность исправлять ошибки без ущерба, т.е. стремится прогнозировать любые возможные сложности (проблемы) и заранее согласовывает их решение с Заказчиком, либо в случае необходимости производит гарантийные работы за свой счет, в корне исключая конфликтные ситуации, которые так мешают конструктивной работе.

  • 4. Закупкой и заготовкой леса в Чухломе Исполнитель (Максим) всегда занимается лично, используя свою технику.

  • 5. Сайт chuhloma.ru находится полностью в руках автора данной статьи, т.е. не контролируется предпринимателем напрямую, в результате чего никогда не модифицируются отзывы и сообщения в форуме, а так же все отзывы пишутся на добровольной основе постфактом (то есть не по принципу египетского придпринимателя "вначале отзыв, а потом и результат получше", который в целом стандартен для бизнеса в России и созвучен "вначале деньги, потом стулья"). Таким образом, каждый (рабочий, бригадир, Исполнитель) знает что одним провалом, особенно если не исправить его максимально быстро и четко по гарантии, может срезать половину потока Заказов, так как информация будет светиться. Забавно, что отрицательные отзывы имеют не меньший вес, чем положительные, в формировании имиджа, так как в положительные в России мало кто верит.

  • 6. Бригады воспринимают заказы от Исполнителя с chuhloma.ru как приоритетные, т.к. предполагают что работы будут организованы хорошо, знают что рубить будут из достаточного объема хорошего леса, работы будут проходить спокойно в достойных условиях, включая условия на Участке Заказчика, и оплата будет полностью и в срок.

  • 7. У представителя в Москве есть несколько опытных бригад не из Чухломы, что создает эффект конкуренции между Чухломой и данными бригадами, а это положительно сказывается на качестве. Конфликтов между данными различными бригадами удается избегать благодаря очень четкому разделению ответственности, этапов работ. Так же это снимает часть нагрузки с Исполнителя из Чухломы, так как невозможно делать все самому.

  • 8. В целом, подход к работе, когда в Договоре опционально прописываются условия на качество дерева, качество работ (паза, диаметра бревен), и другие параметры, формирует у бригад культуру высокого качества работ независимо от наличия в Договоре данных дополнительных пунктов.

    Заключение.

    В завершение хочется добавить, что перечисленное выше - это качественный подход к работе, т.е. свободная конкуренция и открытость информации во всем, готовность идти навстречу покупателю по целому ряду вопросов, и этот подход в российских реалиях встречается не часто.

    Иначе говоря, если в страховой компании после страхового случая по Осаго, оформляя направление на ремонт, говорят что штатные шины не являются частью автомобиля, а являются дополнительным оборудованием, не предупреждая об этом заранее во время подписания полиса (хотя в Договоре есть пункт "шины подлежат замене в случае порчи в результате страхового случая"), то мы всегда заранее предупреждаем о подобных мелочах, если нам заранее понятно, что мнение Заказчика и Исполнителя может по этому вопросу разойтись, т.е. мы претендуем на профессиональный подход к работе.