Цитата из статьи про город: В разбросанных среди лесных чащоб деревнях и сейчас можно обнаружить великолепные образцы народного творчества: небольшие храмы, часовни, украшенные чудной резьбой деревянные дома.


Про данный сайт

Данный сайт и фирма в г.Чухлома по строительству деревянных домов функционируют. Вы можете позвонить +7-495-984-67-99 или написать e-mail на адрес SRUB@CHUHLOMA.RU. Если же интересно почитать об истории одного из участников проекта (ниже), то и таких материалов на сайте много. Если планируете туристическую поездку в Израиль, то рекомендую посетить данный сайт www.israwild.ru (а то, что ниже - больше применительно к случаю длительного переезда).

Про образование в Израиле

Данная статья содержит художественную составляющую (что-то может быть выдумкой), является только общей и предварительной информацией и ни при каких обстоятельствах не предназначена быть в качестве замены фактических обстоятельств (нельзя опираться на данные из данной статьи для чего-либо как на истинные). Цитаты из неё не могут быть использованы где-либо без разрешения авторов.

Сам ехал в Израиль с мыслями, что образование в России портится на глазах (в 2017 году), а в Израиле должно быть не таким уж и плохим, т.к. сама культура предполагает важность и необходимость качественного образования..

Долго откладывал написание этой заметки, т.к. столкнувшись с некоторыми особенностями местного образования, и мне казалось, что я не вправе как-либо комментировать их, пока не будет полного охвата. Спустя три года, уже и с младшей школой освоились и со средней и в старшей один ребёнок поучился и теперь старшая дочь начала учиться в университете и, поэтому, уже можно сказать несколько слов, будучи уверенным, что это не пустые субъективные рассуждения, а реальный многосторонний опыт каким бы он ни был (в чём-то хороший, в чём-то отрицательный).

Первое, что надо понимать, что цели образования в Израиле другие, чем в России. Если в России исторически образование занималось пропогадной и подготовкой отдельных специалистов для военного дела (помните кружки моделирования ракет и подобные?), то в Израиле цель образования вырастить здорового самостоятельного человека (здорового в том числе и с точки зрения ментальной, чтобы понимал как мир устроен и разбирался хотя бы в географии Израиля и соседних с Израилем стран, давая информацию достаточно объективно без лишней пропагадны, если не считать естественного перекоса с изучением еврейской культуры и обязательного изучения религии, но в светствих школах религия изучается с точки зрения теории без требования что-либо соблюдать).

Базовую (официальную) информацию о школьном образовании можно почитать в этой брошюре и в данной статье. Если читать между строк, то видно, что льготы на детей репатриантов в виде денежной помощи предоставляются школе, а школа эти деньги расходует некоторым образом по своему усмотрению (например, на индивидуальные занятия с ребёнком в школе Ивритом, чтобы хотя бы два раза в неделю обучать его Ивриту). На практике, из-за чудовищной бюрократии, моим детям подобные занятия в полной мере смогли обеспечить в школе только к концу первого учебного года, хотя мы, как родители, видели, что школа вела борьбу за предоставление некоторого дополнительного денежного спонсирования с первых дней, как наши дети пошли в школу.
Чтобы школы конкурировали друг с другом, а родители могли выбирать лучшие, есть так называемый индекс качества школ (рассчитывается индивидуально для каждой школы и чем выше, тем лучше школы). Про индекс качества школы можно найти про каждую в Израиле информацию какой у неё и вот некоторая заметка о попытке учителей бороться с этим (заметка).

Оно хорошее и какие есть проблемы?

Мне всегда немножко страшно ругать что-либо в Израиле, т.к. сразу за это могут тебя объявить неправильным человеком, который видит только плохое. Поэтому в рамках рефлексии после каждого критического замечания я ищу "есть ли суждения единомышленников, которые глубже разбираются в проблемах Израиля, чем я". В данной заметке я, в целом, ругаю систему школьного образования, говоря, что уровень учителей высокий и хорошее образование получить можно (высокий уровень в ведущих университетах страны и есть хорошие старшие школы).
Обнаружил, что со стороны религиозных школ картира мира выглядит схоже с моим восприятием: "Практически распалась система государственно-религиозных школ, слившись со светскими по идеологии и качеству (точнее, по отсутствию качества) образования." (источник: Еврейские причины катастрофы европейского еврейства, исраэль дацковский), хотя, наверное, со стороны религиозной части населения претензии в большей степени к религиозному образованию, а у меня претензии больше к качеству технического образования и точных наук и естественных наук (физика, химия, экономика, т.д.).

В Израиле можно получить хорошее образование, но никто не отменял проблем, которые, в целом, характерны для Израиля во всех сферах:

  • Всё дорого (и даже бесплатная школа, а формально школы бесплатные от 1го и до последнего 12го класса, предполагает расходы около 2 тысяч шекелей в год на ребёнка, что для репатрианта много).
  • Все сроки всегда затягиваются (даже приехав летом, чтобы начать учиться с Сентября, не удивляйтесь, если ребёнок пойдёт в школу в Ноябре, т.к. быстро тут ничего не бывает).
  • Чудовищная бюрократия построенная наполовину на вранье (часто врут не специально, а, например, ради показухи, пытаясь сделать вид, что что-то хорошее есть, хотя на самом деле этого нет) и устаревших сведениях, которые уже не актуальны (например, вам будут рассказывать про какие-то специализированные школы для детей, которые ещё не говорят на Иврите, и месяц-два можно потратить, ожидая пока чиновник с ними пытается связаться и ожидая каких-то инструкций от чиновника, а потом окажется, что все эти школы закрыли 15 лет назад и так старая память чиновника работает).
    И в Сентябре 2020 года когда я уже три года в Израиле данная история повторилась: сын уже устроился в хорошую старшую школу в Тель-Авиве (которая во многом ориентирована на русскоязычных, т.к. учителя почти все на русском говорят, хотя преподают на иврите), и сын уже начал там учиться, но вместо разрешения учиться из всяких соц служб и местного минобр города, где прописан сын (другая админ единица, чем где эта школа), стали поступать предложения перевести его в какую-либо школу в Иерусалиме (хотя что за бред если уже учится в Тель-Авиве и если на примере старшей дочери я точно знаю, что кроме школы ХаВат-Ануар других подходящих в Иерусалиме нет, а в ХаВат-Ануар сына не взяли?). Но чиновникам это объяснять бесполезно, т.к. они как попугаи один за другим мне морочат голову, что "есть в Иерусалиме хорошие школы и не надо вашему сыну в Тель-Авив", а я терпеливо объясняю им, что, да, конечно, есть, я согласен с вами, но не для русскоязычных эти хорошие школы в Иерусалиме (а в ХаВат-Ануар его всё равно не взяли), так зачем ему мешать учиться если он уже начал учиться? Сейчас вот через суд добиваюсь решения права ему учиться в Тель-Авиве в этой школе где уже начал учиться и где ему нравится. О судах я отдельно через пол годика напишу заметку здесь, а пока лишнь замечу, что они в Израиле работают и сравнительно быстро работают (так, то дело, если оно простое, которое будет в России длиться минимум год, здесь месяца за три, как правило, проходит все этапы, включая апелляции).
    Итого: если школа начальная или средняя, то идти надо в местную (ближайшую к дому школу), вежливо отбиваясь от всех чиновников (вреда от которых может быть больше, чем пользы). А если в старшую, то пытаться поступить в хорошую, где смогут помочь вытянуть экзамены на Багрут (аналог РФ ЕГЭ), а не в ближайшую к дому (но в ближайшую к дому старшую школу взять обязаны, а в любую другую старшую надо хорошо написать вступительные тесты и собеседование пройти, чтобы взяли). А для младшей и средней законодательно запрещено за пределами места жительства учиться, поэтому и выбора нет, тогда как для старшей таких ограничений уже нет.
  • Взятки по израильски. В Израиле не берут взятки, но большинство школ не заинтересованы в новых школьниках репатриантов, и если будут ставить неформальные дополнительные условия к поступлению, придётся с этим мириться. В моём случае таким условием был частный репетитор для поступления в среднюю школу (т.е. возьмём учиться если наймёте этого нашего знакомого репетитора), который друг директора школы, и стоить будет раза в полтора дороже рыночной цены (около 150 шекелей за одно часовое занятие).
  • Багрут. Если где-то до 7-го класса включительно можно ребёнка устроить в школу на общих основаниях и ребёнок втянется и выучит Иврит до первых серьёзных экзаменов (которые в конце 9го класса перед старшими 10-12 классами), то после 7-го большой проблемой будет, что экзамены нельзя сдать на хорошие оценки, пока не знаешь Иврита, а на изучение Иврита даже ребёнком и даже с репетитором и даже на минимальном уровне, чтобы задания тестов на экзамене понимать, надо закладывать минимум года два. И Багрут (в чём-то аналог РФ ЕГЭ) самый большой камень преткновения, т.к. сложный и многогранный экзамен к которому даже местного школьника, который всю жизнь в Израиле, сложно подготовить (сдают его с первого раза не более 70% школьников), а приехавшему из другой страны школьнику, даже если по возрасту должен идти в 11ый или в 12ый местный класс, придётся идти в 10ый (первый класс старшей школы здесь) и пахать как лошадь и в части изучения Иврита и в части погружения в особенности местного образования, которое в рамках школы во многом ориентировано не столько на понимание, а "на заучивания" шаблонных задач, и надо привыкать и вникать в это как если с нуля (если ребёнок приехал из качественной школы, например, из какого-либо лицея Москвы, то местную старшую школы просто может отвергнуть, как что-то неадекватное, где детский сад и много более простого, но запутанного материала, "на заучивание" - здесь надо отметить, что автор этих строк сам когда-то учился, будучи ребёнком, в средних классах школы в США, окончив среднюю школу там, и знает о чём говорит, т.е. "заучивание" не в том смысле, что без понимания, а в том смысле, что задачи простые, но их много и они однотипные, и сформулированы они плохо и часто не логично и хорошо если без ошибок, что через понимание их решать трудно или, скорее, надо двойное понимание "правильного" и в чём "отклонение задач от правильного", но если решить большое количество таких простых задач по учебнику, то с некоторого момента даже без понимания сути (которую никто объяснять не будет) сможешь выдавать правильный ответ на автомате, т.к. более половины из различных типов задач путём такого "заучивания" будут после этого решаться на автомате, что нужный один правильный из 4х предложенных ответов сам в глаза будет часто бросаться даже без надобности формального решения задачи, а в Израиле к этой американской "тупой" системе на "угадывание" одного из 4х ответов надо ещё прибавить необходимость уметь прочитать задачу на Иврите, где с терминологией быстрее, чем за года два, не разбирётся даже ребёнок, который с этим в два раза быстрее взрослых осваивается - поэтому, общая моя рекомендация, что если ребёнок старше местного 8го класса, то каким-либо образом доучиться в школе страны исхода, получив аттестат там, даже если придётся дистанционно или ещё как-то учиться, а потом сразу поступать в местный Университет или лучше сразу в местную армию, т.к. Университет без свободного Иврита не потянет (либо придётся на подготовительный курс Университета и за свои деньги, т.к. сразу на первый не возьмут и высшее образование в Израиле только платное), но зато в местных университетах уже учат и пониманию и объясняют и более качественное образование, чем в местных школах). Только проблема, что в Израиле, в основном, после армии начинают лет в 25 учиться в Университетах (и это только для избранных или богатых), поэтому если в 18 или в 19 туда сунуться, то ещё и с дедовщиной ребёнок столкнётся.
  • Военщина и дедовщина. Хотя и говорят, что этого в Израиле как бы нет, а на самом деле очень даже есть и проявляется со школы. Детей могут проверять на прочность, что из России приехали, обзывая и исключая из общения за это (травить). Если ребёнок будет активно говорить, что он еврей и нерелигиозный (либо что еврей и иудей), то, возможно, не будут травить, но по умолчанию всех из России считают немножко дикорями и слишком умными, которых надо поставить на место, а для этого можно и травить за что-либо можно придумать за что.
    Что самое ужасное, что травля может быть не только со стороны детей, но и со стороны администрации школы (в меньшей степени со стороны учителей). Для сына, например, проявлялось в 7ом классе (он начал учиться с 7го после окончания 5го русского, т.е. без потери класса), что в Апреле в школе авторитетно заявили, что ваш сын "даун" (т.к. за 7 месяцев в стране не начал свободно говорить на Иврите) и надо бы поискать медицинские отклонения у него (за ваш счёт, т.е. предполагалось, что родители должны бегать по врачам и платить большие деньги уровня 2000 шекелей за обследование для поиска несуществующих отклонений, а в России ребёнка уже обследовали и известно было, что абсолютно здоров по всем параметрам), но, в любом случае, говорили в школе, что в любом случае его оставляем на второй год. Повезло с родителями (которые не пошли на поводу у школы и сказали "никаких отклонений нет, мальчик способный, и участвовать в ваших выкрутасах не будем, сами выкручивайтесь, как считаете лучше" и повезло с учителями: один из учителей, который говорил на русском, пообщавшись с сыном, сообщил в администрацию школы, что мальчик знает его предмет на уровне данного класса, и достаточно помочь с переводом заданий тестов, чтобы год окончил на хорошие оценки хотя бы по базовым предметам математика и английский и, следовательно, перешёл в следующий класс (в итоге сына отправили на дополнительные платные занятия, которые с середины Июня по середину Июля, после которых сын на 100 баллов из 100 сдал предмет математика и сдал на хорошие баллы и другие предметы, и без проблем, т.е. с проблемой, что только оценки по математике и английскому и физкультуре, но этого достаточно, т.к. репатриант и не знает Иврита и остальные предметы простили, и тогда уже перевели в следующий класс, а на следующий год сын смог в рядовом порядке со всеми сдать нужные предметы в Мае где-то на 80 баллов с первой попытки, что дополнительные платные обязательные курсы при школе не понадобились). Другой пример травли в школе, что за опоздания на 5 минут заносят что-то в личное дело ребёнка, и если таких опозданий по 5 минут накапливается какое-то количество, то из школы натравливают на семью социальную службу (начинают ходить домой, что-то проверяя, впрочем, к нам лишь один раз приходили на излёте второго года в Израиле, т.е., учитывая местную скорость реакции на что-либо, сложности у детей были в первом году, а дошли из соц. или из психологической службы к нам с вопросами ко второму году), и другие дикости, которые понять сложно, а скорее попахивает временами СССР (говоря про наказания за опоздания на 5 минут, а одним из таких, помимо социальной службы, является неуд. оценка в конце года по поведениюи или ещё какому-то подобному предмету, сын, впрочем, научился обходить контроль на центральном входе в школу, где ловят опоздавших, входя в школу через двор через эвакуационную дверь, которая, по идее, в нормальной ситуации должна быть заперта и только на выход, т.к. позволяет незаметно проникнуть в школу с задней стороны, где не видно, но в силу местного разгильдяйства почему-то была всегда открыта в обе стороны). В 8ом классе у сына оценка за посещаемость (ставится в основной табель по которому переводят из класса в класс) была хорошая, так как видимо помогла данная эвукационная дверь (что опоздания он сгладил, а пропусков было мало, т.к. сам его регулярно в школу завозил). В 9ом классе на фоне некоторых проблем дети в школу стали ходить хуже, и оценка за посещаемость в конце года уже низкая из-за этого.
  • Лень и безынициативность со стороны многих работников школы. В большинстве случаев, ребёнок просто ходит в школу и может там ничего не делать и это никого не интересует. В конце учебного года будут тесты и на них выясняется, что ребёнок не может хорошо их написать (тогда в школе начинают суетиться, думая, как сделать так, чтобы написал хотя бы на средние балы хотя бы основные предметы, т.к. если отстающих в школе много, то школа не сможет отчитаться о хорошей успеваемости, да и просто, чтобы детям помочь и отстающим тоже, а финансирование школы зависит и от количества учеников и от суммарной их успеваемости).
  • Психологические и другие социальные службы (например, специальные классы в школе) не всегда доступны (они есть в теории, а что представляют из себя на практике варьирует от школы к школе и ещё от чего-то). С одной стороны, от общения с ними лучше не отказываться (чтобы родителей не записали в неадекватных, которые не идут на контакт), а, с другой стороны, всеми возможными способами лучше избегать контактов с ними. В нашем случае, в силу того, что все сроки здесь затягиваются неимоверно, обещанное в конце первого года психологическое тестирование по факту состоялось в конце второго года, когда дети уже адаптировались и почти свободно говорили на Иврите, и психологи (а тут всё серьёзно и из школы направляют в стороннюю независимую организацию и нашли русскоговорящего психолога там) не стали придераться к незначительным моментам, а, на фоне общего нормального уровня детей, честно сказали, что ребёнок более продвинутый, чем многие одноклассники, а психоэмоциональное состояние приемлимое и коррекция возможна в рамках семьи и обычного основного класса в школе, и после этого забыли про нас.
    В следующий раз вспомнили уже когда сын в 9ом классе и в середине года сына отправили на комиссию как раз таки для попытки устроить его в специальный маленький класс для тех кому трудно учиться (комментируя в школе это тем, чтобы он и в старшую школу автоматически перешёл в такой специальный маленький класс и ему проще было в рамках маленького спец класса подготовиться к Багруту), и я дал своё согласие на такую комиссию, но комиссия просекла, что нормально учащегося ребёнка способного, который и в обычном классе может, пытаются из администрации школы зачем-то попробовать записать в маленький класс, и на корню на первом же заседание дала отказ, оставив сына учиться в обычных классах (а обычный класс - это до 40 человек в классе!).
  • То что я описываю - это про хорошие школы в городе, где рейтинг школ максимальный (живём в маленьком городе, который самостоятельная административная единица, где школы считаются лучше, чем лучшие в Иерусалиме). Нельзя селиться в городах или в районах, где рейтинг школ низкий (т.к. детей до старшей школы, т.е. до средней включительно, отправляют принудительно учиться в ближайшую школу, которая ближайшая к месту проживания, т.е. попасть в другую школу невозможно). Т.е. если поселиться в плохом районе, то на всё описываемое сверху будут накладываться проблемы с одноклассниками (хулигалы и драки и наркотики и очень низкий уровень образования учителей, т.к. более опытные и образованные учителя предпочитают преподавать в школах из хороших районов, где более комфортная обстановка в школе, т.е. в моём случае неадекватность администрации упомянутой школы хотя бы компенсировалась высоким уровнем учителей, а если ещё и учителя сами необразованные, то ребёнок естественным образом может уйти в наркоманию или просто в депрессию даже и без наркотиков, а наркотиков здесь хватает, т.к. оборот наркотиков почти свободный и это не считается запретным плодом и см. мою публикацию про полицию Израиля, чтобы было понятно почему).
  • Есть специализированные школы или классы для одарённых детей при школах (в том числе, систем ОРТ или МОФЕТ), но в них сложно попасть. Дети репатриантов, как правило, не попадают. Чтобы попасть в эти школы, надо уже, примерно, с 6-го класса начинать ходить на дополнительные подготовительные вечерние занятия для поступления в них.
    Впрочем, если в 6ом или в 7ом классе (только что приехав в Израиль) мой сын не смог поступить в Мофет, то после средней школы смог, что опишу (дописываю абзац через полтора года после написания данной заметки):
    " Может кому-то пригодится опыт.
    Сын (после средней школы) только что поступил в Мофет (который Шимон Перес) в Тель-Авиве.
    По математике на вступительном тесте всего лишь 45 (туда не всех берут и по результатам вступительных тестов Математика, Иврит и Англ), но, вероятно, интересное сочинение на английском и приемлемый результат по тестированию Иврита и общая любознательность позволили принять его (в среднюю группу).
    Как мне объяснили, он делал две попытки и если в середине Мая он по математике не решил ничего (что, впрочем, после двух месяцев карантина на дому и никакой тебе математики, кроме удалёнки, не удивительно), а сейчас решил (вторая попытка вступительных тестов в Июне), скажем, если по русской градации, то на тройку (даже не на двойку), и важен прогресс и желание, а не абсолютный результат.

    Так что, хотя оно (поступление в старшую школу в Мофет в класс, который был сформирован ещё с 7го) и казалось (на первый взгляд) безнадёжным, но, на практике, оказалось реальным (но надо было заниматься три недели для этого, чтобы чуть-чуть вспомнить математику, которую он на 80 и выше стабильно в своей средней школе писал тесты, но забыл).
    Отдельный вопрос почему результаты 80 в обычной школе дают лишь 45 на вступительном в Мофет (наверное, чуть сложнее задачи, т.к. на понимание и в стиле РФ школ, где условие и решите, а не выбирай из 4х ответов).

    Сам я часа три (накануне второй попытки теста) занимался с сыном, объяснив ему все темы на пальцах (что тоже помогло). Главное, что сам ребёнок был настроен пробовать, а ещё в 7ом классе хотели в Мофет, но тогда и Иврита не было и не до этого было и как-то не получилось, а тут после средней школы в старшую получилось. "
    .
  • Если система школьного образования в Израиле так себе, что хорошо обосновывается в данном интервью, где местный житель и еврей и один из старых репатриантов обосновывает, что из израильской системы образования выдавливаются качественные кадры (даже современная порушенная в РФ система школьного образования продолжает во многом выигрывать у местной), то местные университеты, словно по контрасту, дают серьёзные возможности (и лучшие местные не уступают лучшим российским, но, тем не менее, сильно не дотягивают до лучших мировых, а отличаются местные университеты от РФ тем, что система образования больше похожа на американскую в них, чем на советскую). Впрочем, очень хорошие старшие школы, где уже можно получить специальность по завершению старшей школы, например, инженера, тоже есть (т.е. старшая школа уже продвинутая с глубоким обучением в Израиле, а до старшей школы уровень более расслабленный, чем в средних классах в России).
    Есть одно но про местные университеты: местные университеты на 100% для всех платные и на Иврите (и уровень Иврита требуется высокий для учёбы в Университете, т.е. мысля реалистично ребёнок уже должен непрерывно, т.е. активно, изучать года два Иврит до поступления на Мехину) и пусть вас не пугают два года предварительной языковой подготовки до момента начала учёбы на подготовительном курсе и ещё и от 12 до 35 тысяч шекелей в год за подобное обучение в университете (а для иностранцев ещё дороже и может доходить до 50 и до 70 тысяч шекелей в год, т.е. 12-35 тысяч цена для детей с гражданством или с видом на жительство, но надо добавить, что если ребёнок репатриант и ещё менее трёх лет в стране и уже с гражданством, то велика вероятность, что удастся выбить финансирование обучения у "управления студентов" и у "министерства алии и интеграции" для Мехины и для обучения в университете после Мехины (но льготы не распространяются на тех детей у кого нет гражданства даже если это дети репатриантов). Со школой немножко проще с финансовой точки зрения, т.к. школа финансируется автоматически всем и ничего выбивать для обучения любого ребёнка в школе, кроме выбивания возможности поступления в школу, больше не надо, хотя если старшая школа не по прописке, то выбивание права в ней учиться даже после успешного поступления может и до суда довести, как в моём случае, о чём напишу позже отдельную заметку когда случится решение суда, а пока ребёнок уже там учится, ожидая решения суда, начав учиться там до начала суда).
    Поясню, что от 12 до 20 тысяч шекелей в год стоит обучение на всех курсах большинства факультетов университетов (начиная с 1 курса и цена одинаковая и для местных и для приезжих в случае если у приехавшего есть гражданство или вид на жительство или временный вид на жительство), а 35 тысяч может стоить дополнительная обязательная годовая программа (такая как Мехина) переподготовки после зарубежного школьного аттестата к обучению на 1ом курсе местного университета - только, если решите поступать на Мехину, помимо стоимости до 35 тысяч в год, надо ещё заранее учить Иврит до поступления на Мехину, т.к. учиться на Мехине можно с уровнем Иврита Бэт, а летний (двухмесячный) ульпан перед поступлением на Мехину не позволяет выучить уровень Алеф с нуля, а скорее позволяет восстановить навыки Алеф после того, как уже где-то раньше на уровень Алеф изучали, и, строго говоря, уровня Алеф недостаточно, т.к. 80% местных ульпанов учат плохо и даже формально окончив в них Алеф по факту у вас нет Алеф, а надо тогда уже быть на уровне ульпановском Гимель или минимум на уверенном уровне Бэт к моменту начала учёбы на Мехине.
    Ещё один ньюанс связанный с Мехиной, что до поступления на неё нужен хороший уровень английского (уровень спец-школы английской в РФ, а не рядовой учил с репетитором или обычной хорошей школы). Если нет подобных хороших знаний Иврита или Английского до поступления на Мехину, то вероятность "завалить" вступительный экзамен по языкам на Мехину около 80% (т.е. всё-таки 20% потенциальных студентов вытягивают Иврит на Алеф и английский на минимально необходимом уровне даже без подобной супер подготовки до поступления). Открытый для меня вопрос, конечно, что Мехина, как думает любой белый человек, должна за год готовить со среднего уровня до высокго или с низкого до среднего именно по языкам, а по факту предполагается, что на Мехину поступают те кто уже готов в достаточной степени (и что это такое время погонять год будущих студентов на дорогой платной Мехине, где своя образовательная мафия, до поступления на 1ый курс, где, может быть, более сбалансированное и менее коррумпированно всё, и во многом именно неадекватность преподавателей на Мехине, которые старшему ребёнку навешали лапши на уши, что без Иврита уровня Гимель ты не пройдёшь тестирование после летних языковых курсов перед основной Мехиной, хотя Бэт у рёбнка уже почти был, вот они попутно с дедовщиной, что ребёнок в слезах приходил домой с Мехины, говоря "здесь русских держат за негров или эфиопов и нечего мне делать в Израильском униврситете если здесь так", в общем ребёнок сам по своему желанию, т.к. его ещё и преподаватели там третировали, написал заявление об уходе с Мехины и на этом его приключения в Израиле кончились, и это событие лишь подстегнуло различные новые передряги, т.е., наверное, причина нервов и что ребёнок не потянул Мехину в том, что не было достаточной заботы о данном ребёнке в детстве со стороны родителей.
    Раз начал об этом говорить, данный ребёнок уже став взрослым, т.е. после совершеннолетия и через год после неудачной попытки учёбы на Мехина, сумела поступить в неплохой университет в России на бесплатное (т.е. дедовщина и давление со стороны администрации через которое в первый год проходит любой ребёнок, учась в Израиле, но на примере про сына выше, что если ребёнок ещё маленький, то давление дедовщины и всякие выкрутасы больше на плечи родителей давят, а в случае Мехины или старшей школы давление напрямую на ребёнка и не всякий согласится это терпеть и моя дочка не согласилась, послав всё "к чёрту" и уехала жить в Россию одна, оставив своих родителей и младших детей в Израиле). Короче, многие приезжают из России в Израиль и уезжают, т.к. их вынуждают уехать, и, в конечном итоге, оказываются довольны своим решением, а здесь потом сказки рассказывают о том, что сюда приезжают только за Дарконом, но изначально не настроены здесь оставаться, а попробуй выжить в этой военной стране, где национализм зачастую превышает уровень нацизма в Германии 38 года и только за факт плохого Иврита заклюют так, что сбежишь без оглядки! Сам я будучи очень спокойным и флегматичным человеком в наибольшем шоке именно от местной системы образования, т.к. более вопиющих суждений, чем в местной школе "вам лучше уехать отсюда, зря приехали в Израиль", я больше нигде ничего подобного не слышал, а это фраза из администрации школы! Другая подобная фраза, которую слышал в школе: "Полиция Израиля уже занялась Вашим делом о насилии над несовершеннолетними" - это при том, что никакого насилия не было, а речь шла о том, что детям сложно адаптироваться первое время в Израиле и старший ребёнок говорил, что "в Израиль приехала против своей воли, не хотела" (хотя у неё и билет обратный был и приехала по своей воле, но не стала пользоваться обратным билетом, решив попробовать остаться в Израиле хотя бы на год и поучиться здесь, и именно в школе по отношению к ней вначале учинили что-то вроде насилия, говоря потом, что это в семье её "насилуют", а в школе готовы были бы её помогать, т.е. ещё сказывается это израильское что в случае проблем надо обвинить другую сторону в том, что делал сам, раньше, чем будет встречное обвинение по отношению к тебе, т.е. я пожив в Израиле ещё года два после упоминаемой выше фразы, которую мне письменно из администрации школы сообщили, могу сказать, что подобными фразами здесь кидаются превентивно в случае любых проблем с ребёнком, чтобы заранее защититься от потенциального наезда со стороны родителей, что если в школе ребёнку плохо и ребёнок жалуется, то могут начаться суды и родители начнут обвинять школу, что попортили жизнь ребёнку, отбив у него желание учиться, что может быть и правда, но надо заранее из администрации школы первыми наехать на родителей за то в чём они, видимо, были виноваты в большей степени, т.е. ребёнок может и правда не простой и не спокойный был, но они в школе с ним не справились и пытались действовать по отношению к ней методами давления, что она ушла в протест, а потом когда поняли, что потеряли ребёнка, то, на всякий случай, первыми обвинили родителей в якобы насилие по отношению к ребёнку;
    поэтому, приезжая в Израиль, очень важно подобрать не только хорошую школу, но и где вы на одной волне с администрацией, и крайне важно до поступления в эту школу это сделать, т.к. потом будет пожно и поменять школу уже нельзя, и важно заранее объяснить ребёнку, что "в чужой монастырь со своим уставом не лезь", т.е. в школе желательно ходить молча и своего мнения не выссказывать, т.к. в большинстве школ Израиля, особенно если они сионистские, будет как если в 38ом году вдруг оказался.

    Про ведущий местный университет мне полностью отучившийся в нём человек (репатриант из России) говорил так: здесь система американская (надо уметь соображать, выбрав один из 4рёх правильных ответов в задание), а в России была немецкая (где надо было много запомнить и вспомнить нужное на экзамене или зачёте). На практике, у меня ребёнок, приехав после России с плохим уровнем математики (например, на ЕГЭ было 62 была, т.е низкий проходной из 100 балов), при поступление в Университет математику вступительную написал на достаточно хороший бал, чтобы попасть в среднюю (даже не в слабую) группу, т.е. с трудом, но прошёл на направление точных наук (куда берут не всех, а только у кого хороший уровень после школы по математике), но ребёнок старался и готовился хотя бы чуть-чуть (где-то треть от задач тренировочных дома прорешал перед этим экзаменом, и, действительно, вступительный этот экзамен по математике на Мехине, который первый там такой и чтобы по группам математическим распределить и отсеить гуманитариев от точных наук, и этот экзамен был по американской системе где можно ничего не помнить, но надо уметь быстро угадать лучший из 4х вариантов ответа). Другой ребёнок у меня (уже в средней школе) недавно спрашивал моей помощи с заданием на дом по Химии и тоже надо было один из 4ых ответов выбрать на вопрос бездумно, не понимая, почему так отвечаешь, т.е. спросили у тебя "является ли веществом H2O", а ты должен знать, что если одна буковка в формуле, то не является (это элемент), а если больше одной буковки (да ещё и циферки), то уже "вещество" - это уровень школьного образования и задача армии и университета после школы дать чуть больше (т.к. школа часто ничего не даёт, кроме натаскивания на подобные тесты и дисциплины). Самое обидное во всём этом, что работает как система, которая всем выгодна: в школе не надо сильно напрягаться педагогам (нет задачи что-то объяснять), а в армию попадают люди недостаточно образованные (которыми просто манипулировать), а Университет может после армии давать образование сравнимое с качеством ведущих школ мировых, но сильно недотягивая до качества ведущих мировых Университетов, и даже такое здесь считается очень качественным, при этом все три структуры (старшие школы, университеты и армия) "зарабатывают" огромные деньги за свою сравнительно простую (и отлаженную как часы) работу. -- страдает только страна, т.к. рядовые граждане после местного образования и армии часто не только серьёзные задачи не могут решать, а даже работу продавца или сотрудника почты будут выполнять с трудом (доучиваясь уже самостоятельно хотя бы считать на уровне таблицы умножения, чтобы деньги уметь сосчитать, но случаи неправильной сдачи или по рассеянности выдал на почте тысяч десять долларов наличных, забыв спросить паспорт и не отметив факт выдачи денег, здесь не редкость, и просто списывают ну конечно если меньшие суммы ошибок это всё на той же почте в неучтённые расходы даже не наказывая сотрудников, т.к. если это система и все сотрудники такие, то смысл наказывать?).
  • Распространённые истории, что родители приезжают по программе в Кибуц, и, находясь далеко от крупных городов и центра страны, вынуждены своих детей отдавать в Пнимию (т.е. в школы интернат), т.к. подходящих школ рядом с Кибуцем нет. Шаг весьма рискованный: и родители теряют навыки (профессию), которыми обладали в стране исхода, учась доить коров или сажать картошку или работать на заводе при Кибуце, и ребёнок попадает как если в тюрьму, т.к. уровень большинства местных интернатов не сильно лучше, чем уровень рядовых школ-интернатов в России (и даже если в местной Пнимии есть и классы обычные и интернат одновременно, то может оказаться, что несколько параллельных классов и дети из Пнимии участся в классах, где уровень сильно ниже, чем уровень в классах обычных, которые не интернатовские). Крайний пример: бывали случаи когда дети гибли в Пнимии от передоза (наркотиков или алкоголя). Таким образом, в Пнимию идти учиться не надо, т.к. это маленький пионер-лагерь со своими порядками и устоями, где ребёнка научат плохому (беспорядочный секс, наркотики, алкоголь, что ещё можно придумать плохого?), а в Кибуц ехать жить родителям не надо (особенно если родители из города), т.к. Кибуц - это "деревня" или даже "совхоз" (как в СССР были). Если всё-таки решили поступать в Пнимию, то в первый год в стране или даже в первые два полностью бесплатная (ну по израильски бесплатная, что около 600 шекелей за поступление и ещё шекелей 300 за учёбу за год), а вообще тысяч 10 или даже тысяч 15 стоит учёба в Пнимии если ребёнок не репатриант (при этом, дети 4го поколения, т.е. без гражданства, но дети репатриантов граждан, тоже имеют право в большинстве школ где есть Пнинимия на "бесплатную" пнимию).br>
  • Не смотря на всё описываемое, если не допускать ошибок и попасть в хорошую школу с хорошими учителями, ребёнок сможет получить неплохое школьное образование (не хуже, чем в среднем по миру, но и не лучше, чем в среднем по Москве или чем среднее в любой другой столице мира). Однако, кто давно живут в Израиле, добавляют, что, начиная со средних классов школы, желательно платить не только за репетитора по Ивриту, но ещё и за репетитора по математике и отдельным другим предметам (пока ещё не изучил данный вопрос в достаточной степени по каким из предметов наиболее важно, но, видимо, по тем предметам, где плохие оценки по результатам года в школе).
    Точно могу сказать, что репетитор нужен не только детям в средней или старшей школе, но и в младшей: у меня младший ребёнок пошёл в первый класс и за два года научился техническому чтению и простым отдельным словам, чтобы на перемене играть с другими детьми, но на уроках материал не воспринимает в достаточной степени (поэтому вначале 3го класса родителей вызвали в школу и попросили срочно нанять платного репетитора).
  • Отдельно хотел бы добавить, что в первые пол года в Израиле все дети в моей семье продолжали учиться удалённо в школах страны исхода и одновременно родители "заставляли" (помогали) заниматься по учебникам на русском языке. То есть, пока ещё дети совсем ничего не понимали в местной школе, продолжали хотя бы в таком режиме продолжать учиться в старой школе. Возможно, это сыграло определённую роль в том, что, несмотря на все старания в местных школах выкурить нас обратно в страну исхода (особенно ярко проявлялось со старшим ребёнком о чём когда-нибудь напишу отдельную заметку), все дети через год-другой в Израиле сумели прижиться (но не благодаря, а вопреки, т.е. от каждого из детей стало необходимым смириться со странностями местного менталитета и приспособиться к нему, включая умение пропускать мимо ушей выпадки со стороны администрации и психологов школ в духе: "смирно, слушаться сюда, мы не для того тут место просиживаем, чтобы помогать вам, поэтому не мешать нам работать и ходить в школу чётко строем и тихо, а шаг влево вправо - это расстрел, и вы вообще кто такие понаехавшие вам бы обратно уехать было бы неплохо, а если мнение свое есть, то значит возобнили о себе и решили что вы выше еврейского народа и сейчас расследует кто надо какие предатели идеи сионизма ваши родители, а детей всех посадим в детдом: нам тогда работы меньше будет, а то 39 человек в классе и вы тут 40ой понаехали, вы чего ещё не поняли? Молчать! В тряпочку молчать! Делать что приказано! Какие обсуждения? Чем недовольны? В нашей стране нет недовольных, а все недовольные возвращаются в страну исхода в первый же год, а вы вообще ошибка Израиля, что здесь оказались, но я лично попробую помочь исправить эту ошибку. Что, вы ещё не уехали, и зачем-то продолжаете ходить в школу (в университет)? А вы ещё не поняли, что в нашей стране не надо учиться, а надо служить в армии, и школа готовит к этому? Ну, тогда, будет вам: все, кто не знают Иврита на уровне лингвиста с 30-летнем стажем, им не место здесь и плевать нам сколько месяцев (лет) уже учили и плевать, что ребёнок не виноват, и пусть и ребёнок, но раз приехали, то должен был ребёнок лет за пять до приезда активно изучать Иврит и культуру Израиля был начать заранее, а раз не изучал, виноваты родители и вон все отсюда (вначале ребёнка выдавим, а родители, ха-ха, за ним потянутся), и вообще это ошибка, что государство до сих пор принимает репатриантов" -- (в моём личном понимании, большая часть выдуманного, хотя часть из того что в кавычках реально было сказано в администрациях некоторых школ, например, "вам бы лучше уехать обратно", и это выдуманное, конечно, жестокое по отношению к народу Израиля преувеличение, но об ошибочности стратегии приёма репатриантов я говорю на полном серьёзе, т.к., как минимум, треть населения рассуждают так, что надо бы отменить или сократить репатриацию, а сохранилось оно, на мой взгляд, только благодаря тому, что это был один из первых законов о приёме всех репатриантов (закон о возвращение евреев и их детей на их землю до 3его колена включительно), т.е. возвращения вместе с детьми и ещё в момент создания Израиля и действует до сих пор, и для отмены или изменения этого закона нужно пересмотреть всю историю Израиля, что невозможно сделать даже если хочется (хотя вот в 2020 году без отмены права на возвращения почти отменили право детям 3го поколения репатриироваться). Короче, старшему ребёнку прямым текстом в приёмной комисси школы говорили "Вам лучше вернуться туда откуда приехали с нашей точки зрения, а не поступать в школу" и невероятные проблемы адаптации детей обусловленны в том числе данным нескрываемым презрением ко всему "инородному" со стороны некоторых педагогов Израиля) -- (это я образно и сильно утрируя описал отношение в Израиле к репатриантам и если ко взрослым подобное вслух произносить никто не будет, в том числе, т.к. скандал или даже иск в суд за такие высказывания получить можно, то по отношению к детям в образовательной среде это выливается по полной программе, т.к. много плохо образованных людей из предыдущего поколения, которые уже здесь учились и просто не понимают неадекватность и подсудность своего данного отношения и круг замкнулся, а местный специалист из среды местного образования буквально на днях мне объяснил, что в Израиле подобные проблемы неадекватного отношения к приехавшим детям, как правило, в большей степени объясняются меркантильной погоней за выгодой, что ребёнка согласны учить пока это выгодно учреждению, а если не выгодно, то пользуясь ещё неокрепшей психикой ребёнка его начинают выдавливать подобным образом провоцируя, чтобы ребёнок сам сбежал, и, к сожалению, в подабающем числе случаев учреждению не выгодно иметь дела с приехавшим ребёнком, т.к. здесь образование давно уже на 90% коммерческое от корней до головы и идея вышибать бюджет за видимость образования более чем в 80% местных образовательных структур превальирует над идеей учить и чем умнее ребёнок, тем более он "капризный" и труднее будет учить, т.к. он ещё и ошибки будет замечать в процессе обучения, поэтому проще "умных" выдавливать на корню в момент начала обучения (с чем, т.е. с выдавливанием, столкнулись все мои дети от школы до подготовительной программы университета и, кроме, наверное, мдадшего ребёнка, которому повезло попасть действительно в хорошую младшую школу с хорошим и адекватным коллективом).

    А школы что и как в них выжить?

    Забыл сказать, что в школу ребёнок должен ходить с 1го класса по 12ый включительно пока находится на территории Израиля. В принципе, после 16 лет контроль со стороны социальных служб ослабевает и могут и закрыть глаза, если ребёнок не ходит в школу после 16 лет (хотя формально до 17 включительно должен). Про обучение на дому можно забыть, т.к. его как бы нет (оно есть, но в случае попытки перехода на него начнут драть три шкуры все возможные службы, перекладывая ответственность за всё на родителей, лишая возможности вернуться в школу, т.е. слышал, что с момента оформления домашнего обучения любого финансирования и помощи ребёнка лишают навсегда, хотя может это просто слухи).

    Говорят ещё, что одна из причин сложных и уже критических проблем школьного образования, что каждые пол года в Израиле новый министр образования, который декларирует необходимость реформ, но ничего не делает, одновременно усложняя то, что уже есть (добавляя чуть-чуть больше бюрократии школам, чем было раньше, но не решая проблем).

    Полезно для прочтения (полезные советы как выжить в школе).
    Выше была полезная ссылка для прочтения, которая написана мамой ребёнка, учащегося в Израиле, а теперь ниже ссылка, которая написана критиком:
    длинная статья, спорная по многим моментам, в чём-то ангажированная (что преподносится картинка ещё хуже, чем есть на самом деле).
    Прочитал полностью: статья последовательно доказывает, что система школьного образования в Израиле находится в критическом состояние.
    В статье много интересных фактов, которые я не пытался проверять, например:
    "Учитель с десятилетним стажем и первой академической степенью бакалавра получает (до вычета налогов) 9500 шек, начинающий - около 6-ти тыс. шек.".
    или "29% общих расходов на образование покрывают родители." или (это уже из комментария к статье):
    "Положение израильского школьного образования таково,что надо принимать немедленные действия для исправления ошибок а.Подготовка учителя,у многих первая ступень,т.е. учительский техникум. б. Государственная помощь,бюджет на образование увеличить в разы. в.Укрепление школьной, дисциплины. г.Укрепление авторитета учителя.Я старый учитель,педстаж 34 года.".

    Поступление в старшую школу

    Если в младшую и среднюю школу берут сравнительно просто (пришёл по месту прописки, т.е. нужно показать договор аренды, и взяли и принёс документы о привиках и всё), то в старшую нужно больше документов. Перед поступлением в старшую школы (т.е. в предыдущий учебный год пока ещё в средней), где-то в Феврале (в середине учебного года) в средней школе проходят тесты за середину года и сразу по завершению этого теста нужно подавать документы в старшую школу, где главным документом является результат этих тестов за середину учебного года (на практике, самое позднее в середине Мая можно подать документы в старшую школу, хотя в качестве исключения в каких-то школах соглашаются и в Июне и до конца Июня этим заниматься).
    У многих старших школ до подачи документов можно (нужно) заполнить заявку на сайте школы (тогда обязательно сделайте это как можно раньше, тогда как документы, как правило, можно донести и позже).
    Для поступления, в дополнение к результатам тестов середины 9го класса, могут попросить результаты тестирования в конце 8го класса. Копии Теудат Зеутов (со вкладышем) для обоих родителей. При этом, если документы подаёт один родитель, то от второго могут попросить доверенность, что он не против, что ребёнок будет обучаться в этой школе (достаточно фразы от руки на ТЗ данного родителя, который пишет эту "доверенность"). На своё усмотрение, школа может ограничиться документами одного родителя (если официально женаты) и доверенность от второго не просить.
    Почти любая старшая школа в момент записи захочет какую-то плату "вперёд" (как правило, около 500 шекелей берут за поступление). Исключением был Тихон-Мофет (выше жирным опыт про него описывал, где про ОРТ и про Мофет абзац текста), где в момент зачисления никаких денег не просили и даже информации о банковской карте или счёте не просили, а сказали, что начнёте 1го Сентября учиться, тогда и про деньги спросим, а пока нам главное поступление и знания, а не выши деньги.
    Особенно обратил на себя моё внимание факт, что для записи в старшую школу по месту прописки от меня требовали справку об уплате Арноны за предыдущий год в районе, где данная школа (т.е. просили "тофес Арнона" и чтобы в этом городе и районе где и школа), и чтобы Арнона от моего имени и "по месту прописки" (что бывает далеко не всегда, т.к. не все арендаторы просят оформлять платежи Арноны на имя того, кто арендует жильё, либо бывает жильё без документов, где и невозможно оформить Арнону на вас, но у меня было на тот момент такое жильё с уплатой Арноны в этом районе, где школа, и предоставили). Для сравнения, для младшей и средней школы достаточно было договора аренды, т.е. про Арнону таких справок не требовали.

    Параллельно с поступлением в старшую школу по месту прописки, ребёнок проходил тестирование для поступления в Мофет (тоже в обычном очном режиме занятий) в другую старшую школу в 30 минутах езды от моего дома. В неё согласны взять в случае написания вступительных тестов (математика, английский, Иврит). При этом, ничего не мешает подать документы в школу по месту прописки тоже (ну 500 шекелей уже не вернуть если возьмут деньги сразу в момент подачи документов), а потом, в случае поступления в более подходящую школу не по прописке, забрать документы из школы рядом с домом и оформить документы в этой другой школе. После поступления в Мофет, попросил справку о зачислении в 10-ый класс Мофета (получил), чтобы с этой справкой забрать документы из Тихона по месту старой прописки.